Талли и Бойцовский клуб

Талли, Тайлер и Марла

Как-то неожиданно этот отпуск наполнился экзистенциальными фильмами. За несколько дней мы с Любой посмотрели Бойцовский клуб, последнюю серию О чем говорят мужчины и Талли. Квартет И я оставлю на следующий пост, а расскажу про Марлу. Дальше будет спойлер, но мы сами смотрели со спойлером, прочитав накануне в клубе многодетных отгадку.

kinopoisk.ru

Итак, Талли это версия Бойцовского клуб для мам. Параллели с оригинальным фильмом очевидны, особенно если смотрел его несколько дней назад. Главную героиню зовут Марла, отсылая нас к героине Елены Боннен Картер, ночную Талли не видит никто кроме Марлы, как и героя Брэда Питта. Даже имена перекликаются: Tally и Tyler . Более того, например постельную сцену невозможно понять не зная отгадки.

Итак, основа сюжета – задолбанный жизнью человек в пограничном состоянии. В случае с Тайлером это работа в офисе с постоянным мотанием по миру, отсутствие семьи, конфликт с отцом и главное – бессмысленность бытия. Для многодетной матери Марлы это переутомление, быт, дети, отсутствующий дома муж . И оба героя воплощают свои мечты в молодом сексуальном персонаже

Герой Бойцовского клуба пытается выйти из кризиса через разрушение. Он взрывает свою квартиру ставшую его идолом, начинает драться, пытаясь почувствовать свое тело. И потом он начинает разрушать себя и зажравшийся мир. Через это «дно» он пытается найти смысл и дать его другим. Талли же, наоборот, начинает ее опекать, заботится о ней. Один жжет руку щелочью, другая помогает сцедить молоко.

Это два принципиально разных выхода из кризиса: боль и разрушение с одной стороны vs любовь и забота с другой. (Вспомним, что в детском мультике Frozen проводится та же мысль: страх и самоконтроль не лечат, лечит любовь)

Разные методы приводят и к разным концовкам. Герой Бойцовского клуба убивает свое Альтер Эго, стреляя в себя. Этим он пытается остановить разрушение, которое он сеет вокруг. Талли, наоборот, принимает себя. Она дважды благодарит героиню, за то что та не убила ее. Первый раз непонятно о чем речь, поэтому она повторяется в последней сцене. Ее внутренний ребенок остается в ней, наполняя ее мир. А там, наоборот, часть себя уничтожена…

Получается, что здесь речь о разных началах в нашем бессознательном? Одно разрушительное, это Тайлер, пытающийся вытащить героя через боль. Второе созидательное, это Талли, использующая любовь. И оба способа помогают героям выбраться из ямы, правда, с разными результатами.

Увы, но на мой экзистенциальный вопрос эти фильмы не отвечают. Герой Бойцовского клуба начинает новую жизнь, но в чем она будет заключаться (кроме Марлы рядом) – непонятно. Он предлагает созвучное Евангелию возненавидеть всю свою жизнь и болью перекликается с Иовом (впрочем, очень отдаленно). Но следующий шаг каждый должен искать сам.

Талли же предлагает Марле полюбить повседневную жизнь матери, в которой она и видит свое счастье. А там и муж подтянется, и все будет хорошо. Не бузи, мать, ты на своем месте у тебя все хорошо. Надо просто добавить отдыха и все будет отлично. Это наверное выход, но временный. Не случайно Талли пытается убедить Марлу: ты именно этого хотела и значит ты на своем месте и все у тебя хорошо будет.

Иначе, получается, что мать Марла на своем месте и проблема лишь в усталости и мелких косяках. Аналогично, кстати, для мужчин отвечают в фильмах «Эта замечательная жизнь» и «Семьянин». Ну а герой Бойцовского клуба не хочет быть офисным планктоном и винтиком. Ей нужно лишь немного макияжа, ему – тотальный выход из зоны комфорта. Ее дорога понятна, его путь неясен.

kinopoisk.ru