а факел, который нужно зажечь»
Плутарх
«Не следует думать, что новые идеи побеждают
путем острых дискуссий, в которых создатели нового
переубеждают своих оппонентов. Старые идеи
уступают новым таким образом, что носители
старого умирают, а новое поколение воспитывается
в новых идеях, воспринимая их как нечто само
собой разумеющееся»
Макс Планк
1. Обоснование: почему что-то нужно менять в содержании образования
Умение ездить верхом было полезно в течение нескольких тысяч лет; профессия водителя умирает на наших глазах, продержавшись всего сотню лет…
Учитель XVIII, XIX и начала XX вв. был справедливо уверен, что умение пользоваться логарифмической линейкой пригодится его ученику всю жизнь.
Уже в недалёком будущем настоящее станет прошлым, поэтому учить современной жизни – значит, готовить к прошлому.
Мы не знаем сейчас, какие профессии будут актуальны через 10 лет. Но мы вполне уверены, что для полноценной жизни важно умение понимать явления и процессы, имеющие место в окружающей среде.
2) Использование свободы – это возможность выбора. Современный человек значительно более свободен в своей жизни, чем его прапрадедушка. Он может выбирать образование, профессию, место жительства, вид культурной жизни… Принятие решение влечёт за собой ответственность. Школа должна учить человека принимать решения.
3) Объём информации, который пытаются вложить в голову ребёнка за 11 лет школы, постоянно увеличивается. Понятно, что просто добавлять новые факты в школьную программу неэффективно – должна победить идея карты и масштаба. Поэтому ближайшая задача – упаковать смыслы так, чтобы убрать из программы лишнее и не использовать дополнительный ресурс памяти.
4) Многие взрослые, понимая важность образования, хотят помочь своим детям. Но даже освободившись от рутинного труда для обеспечения жизни и обладая всё большим запасом свободного времени, они не умеют использовать этот ресурс в помощь образованию своих детей.
2. Что делать: как преподавать
Примеры
Сейчас в школьном курсе математики много внимания уделяется технике (умениям). Так, при изучении темы «Логарифм» дают определение, выписывают различные свойства логарифмов и сразу переходят к решению примеров.
Вместо этого в начале изучения стоит подробно поговорить о том, что же такое логарифм, в чём его смысл. Например, рассмотреть игру: сколько нужно вопросов (с ответами «да», «нет»), чтобы узнать, в какой из 8 коробок спрятан предмет.
Или связать с другими предметами: период полураспада в физике, размножение бактерий в биологии.
2) Обучать принятию решений
Примеры из математики
– Человеку приходится постоянно принимать решения о своём будущем. Но будущее может быть разным, так как зависит от вероятности тех или иных событий. Поэтому в школе нужно больше внимания уделять теории вероятностей. Например, выгодно ли страховать имущество, как определить более вероятное или менее вероятное событие и т. д. Другой пример – теорема Байеса об условной вероятности. Её можно объяснить на примере болезни домашнего питомца. Даже если очень точный (по статистике) анализ показал, что животное заболело редкой болезнью, это ещё не означает, что так и есть на самом деле. Если болезнь очень редкая, то существует большая вероятность того, что анализ ошибся. И для проверки нужно сделать ещё один.
– На истории рассказывают про гонку вооружений, на биологии – про экологические катастрофы, на обществознании – про недоверие между людьми. Но инструмент понимания для всех этих явлений уже подготовлен – это так называемая «дилемма заключённого» из теории игр. В этом разделе, который помогает научиться принимать решения, есть и другие полезные инструменты, например «парадокс шантажиста».
Примеры из литературы
– На уроках литературы нужно больше внимания уделять не литературоведению, а психологии принятия решений. В русской литературе не так много положительных героев, зато есть подробный анализ их поступков (Онегин, Печорин, Раскольников, …), который можно рассматривать как сокращение вариантов принятия решений – какие точно не стоит принимать. Это преимущество надо использовать.
– Главная задача уроков литературы – привить любовь и вкус к чтению, научиться видеть за сказанным суть. Для этого лучше изучать меньше произведений, но подробно и с разных сторон. Чем плох Ионыч? За что наказывают татарина в «После бала»? Почему Сальери завидовал Моцарту? И т. д. Не нужно заставлять ребёнка прочитать за 11 лет школы на всю жизнь вперёд.
3) Идеи и понятия как инструменты мышления
Примеры
– Нужно учить не математике, физике, биологии, …, а жизни при помощи математики, физики, биологии, … То есть нужно учить не предметам, а общим базовым идеям в них. Например:
- Эволюция. Идея эволюционного развития и усложнения должна рассматриваться не только на уроках биологии, но и в курсе истории, обществознания (развитие общества, разделение труда и т.д.).
- Модель. При решении любой практической задачи мы сначала определяем модель (выделяем главное, отбрасываем ненужное). Рассчитывать модели сейчас обычно поручают компьютерам, а вот правильно выделить модель – это задача, которая останется человеку.
– Общие идеи и их применение должны понимать учителя. Ребёнку всё это можно объяснять другими словами. Всё то, что изучается на уроках, должно быть иллюстрацией этих общих идей.
4) Сделать уроки для родителей
Примеры
– У родителей есть жизненный опыт, поэтому нужно гораздо меньше уроков, чтобы помочь его организовать. Им не нужно уметь решать тригонометрические уравнения и неравенства – достаточно иметь общие представления о том, что такое синус и косинус, где они встречаются в жизни. При таком подходе всю школьную математику можно изложить за 20 уроков. Аналогичная ситуация с другими предметами.
– Учитель не может в достаточной мере применить в обучении сократовский метод (диалог), а родители могут. Но нужно их этому научить, чтобы они могли вместе с ребёнком поговорить, обсудить, перекинуть мостик от реальной жизни к изучаемой. Это повысит ответственность родителей за воспитание и обучение своих детей.
3. Как делать: наше видение будущей школы
1) Большая часть жизни подростка связана со школой. Значит, чтобы говорить с ним на одном языке, родители должны понимать, что он изучает в школе. Иначе рано или поздно ребёнок задаст вопрос: если мама и папа не знают, что такое логарифм, то зачем мне это учить?
2) Школьнику, кроме понимания идей, нужно получать в школе оценку: выполнять домашние задания, решать контрольные и т. д. Любой репетитор рассказывает за год всю школьную программу по математике (60–100 уроков) – именно так готовят в 11 классе к ЕГЭ. Существующая школьная программа растянута и неэффективна. При правильном подходе всю математику можно рассказать за 150–200 уроков вместо 1500. То же касается других предметов.
3) Практические навыки можно отрабатывать с помощью специальных тренажёров: решение типовых упражнений разбивается на шаги. Начиная с первого, используя примеры и подсказки, ученик может самостоятельно дойти до последнего и затем решать упражнение целиком.
4. Что мы уже делаем
Сейчас мы продолжаем работу над уроками для родителей (первые версии курсов математики, литературы, обществознания уже опубликованы). Эти же уроки помогут учителям непрофильных предметов (например, учителю биологии – понять, что дети учат на математике, выделить общие идеи и тем самым указать межпредметные связи на своих уроках).
2) Вся школа за 600–800 уроков (эффективные курсы для школьников)
Сейчас мы заканчиваем работу над эффективными курсами математики и физики. Уже опубликованы курсы для 7–9 классов. Так, материалы алгебры 7 класса изложены в 15 уроках, геометрии – в 10, физики – в 14.
P.S. Кредо нашей школы будущего:
2) Правило равенства: общайся с ребёнком так, как будто ему уже 40 лет и он стоит рядом с тобой.
3) Правило «антипошлости»: то, что нельзя говорить при детях, не стоит говорить вовсе.
4) Правило четырёх «У»:
- прежде чем учить новому – Удиви (покажи это новое в неизвестном);
- помни Аристотеля – поведение человека направлено на получение Удовольствия;
- способность Увлекаться – главное свойство души;
- увлечение – высшая степень внимания, главный инструмент достижения Успеха.