Размышления отца пятерых детей, младший из которых умер в утробе, о том, что пора бы уже начать беречь наших многодетных жен.
Конечно, хорошо стремиться стать космонавтом, но призывать всех желающих лететь на орбиту без медосмотра — это убийство.
В этом году погода в Москве на Пасху больше напоминала Рождество. И в Светлое Воскресение природа не спешила ликовать с православными и инославными. А в понедельник я случайно увидел в новостной ленте следующее сообщение:
Столичным медикам не удалось спасти женщину, находившуюся на большом сроке беременности, сообщил телеканалу «360» источник в правоохранительных органах. Как удалось установить, многодетная мать, проживавшая с мужем и пятью детьми в квартире на северо-востоке Москвы, вынашивала шестого ребенка. Срок беременности составлял около 30 недель. В ночь на 17 апреля женщине стало плохо. Муж вызвал ей скорую помощь. Прибывшие врачи заявили о необходимости реанимации, беременной сделали укол адреналина, однако спасти ее не удалось.
Это сообщение я увидел случайно, у одной моей знакомой. Только у нее, другие ленты этого не заметили. Не заметил бы и я, но лента принесла мне и имя этой женщины умершей в ночь на Светлый Понедельник и я смог познакомится с ее биографией. Я долго думал, как написать эту статью. И заранее прошу прощения у детей умершей. Но молчать я тоже не могу. Слишком много смертей вокруг.
Я не думаю, что эта статья что-то изменит. Переубедить людей претендующих на пророческий дар очень сложно. Если миряне, многодетные, духовенство уверены в своей непогрешимости, то переубедить их невозможно. Все можно списать на маловерие, волю Божию или гарантировать спасение умершим на Пасху. Воодушевляться тем, что у семьи появился заступник около Престола. Если Вы уверены в своей правоте – не читайте статью. Отрясите прах с ног и призовите всех прочитавших покаяться в грехе осуждения. Собственно, я сам пару лет назад отреагировал бы также. Но Бог учит человека.
Случилось так, что мы с супругой потеряли пятого ребенка. На большом сроке, 20 недель. При спокойно протекавшей беременности под наблюдением врачей. Врачи долго пытались найти причину, но все сошлись на том, что это просто переутомление. Просто организм не справился с пятой беременностью с интервалом два года, переездом, стройкой и прочими буднями правильной православной семьи.
Здесь как раз к месту оказалась дискуссия поднятая статьей отца Павла Великанова, где многие начали громко признавать серьезную проблему, связанную с православным призывом «рожайте как можно больше». И я задумался о том, какие вообще цели ставит перед собой христианин, рожая детей. Да, материальное в мире, безусловно, не главное. Но из этого делается ложный вывод, что раз деньги не главное, то можно рожать сколько угодно. Что духовные силы человека неограниченны, поскольку их источник Бог. Удивительно, но мимо глаз проскакивает даже прямой текст Основ социальной концепции. А ведь там сразу за «Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом» идет вполне однозначное «Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей.» Наша же проповедь останавливается на первом предложении, забывая о втором. Является ли эгоизмом сознательный перерыв между беременностями года в три-четыре? Вряд ли…
Разбираясь дальше, я пришел к выводу, что главная задача родителей – выстраивать личность ребенка. А это очень и очень непростая работа, на которую обычно не хватает сил, опыта, знаний. Да, среднедетная семья (3-4 ребенка) во многом упрощает эту задачу за счет взаимодействия детей друг с другом. Упрощает, но не решает автоматически. И уж точно роль родителей не сводится к «докормить до года, а дальше сам вырастет».
И вот пасхальная новость. Умершая была чуть младше меня. Всего 30 лет (!!!). Активная, правильная молодая женщина изо всех сил старалась доказать свою хорошесть. Тем способом, который ей предложила наша проповедь. Ведь именно с амвонов, сайтов и православных форумов льется: «Рожайте как можно больше и не жалейте себя». Вот она и не жалела. Тянула детей, мужа, была активна в обществе и в интернете. Фактически, умерла в прямом эфире (сейчас эти странички закрыты). На Страстной болела, но ведь не надо себя жалеть. Не надо портить праздник семье. А Бог как-нибудь все устроит.
Но воля Божия не так проста для понимания как мы привыкли считать. Зато есть множество людей, дерзающих говорить от лица Бога. Не к ним ли Он обращался через Исайю: «Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.»
Вот кровь и пролилась. Организм, истощенный беременностями, нагрузкой, болезнями, предыдущим выкидышем, отсутствием лечения, не выдержал. Кто из нас ответит за свои слова перед Престолом? Может быть те, кто потребовал удалить с Милосердия.ру интервью о. Павла Великанова? Отлучить от Причастия использующих любую контрацепцию? Нет, покаяния ждать не надо. И в комментариях некоторые тетушки умиляются тем, что у семьи теперь два заступника на небесах. Мать и ребенок, никакой необходимости в смерти которых не было. Кроме нашего «таковаволябожия».
Конечно можно сказать, что все мы смертны. Это так, да, но неужели будем продолжать отрицать, что беременность не является нагрузкой для организма? Что десяток лет без отдыха проходят без следа? Что раньше так все жили. Ну да, так и жили, и умирали, и брали следующую жену взамен умершей… А детей вообще не считали…
Сколько же погибших детей и матерей от нашего стихийного воцерковления в 90е… Собственно, я даже не обвиняю за то, что было. Один хороший священник назвал это «болезнями роста». Действительно, в 90-е людей бросали в бой не объяснив и не зная что к чему. Многих поломало. Это очень грустно, тяжело, но это нормально. И я не виню себя и никого вокруг в гибели нашего ребенка. Так бывает. Но совсем другое дело, когда ты уже знаешь. Когда ты уже видел к чему приводит твоя демагогия (пусть даже ты процитировал слова сказанные с высокой кафедры). Видел как умирают дети, матери, разрушаются семьи мирян, священников. Но все равно продолжаешь твердить старую пластинку о самопожертвовании не желая почитать немного о созависимости. Кому принесла жертву эта женщина? Богу? Очень сильно сомневаюсь, что Ему нужны такие жертвы.
Я сам пролайфер. Был и остаюсь им. Я считаю, что аборт и абортивные контрацептивы недопустимы. Но борьба с абортами не про демографию. Пример Польши показывает, что запрет абортов не увеличивает число криминальной женской смертности, но и не приводит к демографическому росту. Да и наша статистика вполне однозначно показывает, что православные многодетки рано или поздно берут паузу. Кто-то раньше, когда прислушался к себе и понял, что 2-3-4 детей с разницей по два года — это само по себе огромная нагрузка. Кто-то позже, когда потерял ребенка и не хочет вслед за ним потерять следующего или супругу. Кто-то не останавливается, походит по краю, теряет одного-двух детей, часто брак, но в целом остается жив. Ведь и до революции умирали не все. Две трети детей доживали до года, половина до пяти. Но многие и умирали. Кстати, та 30-летняя женщина о которой идет речь не была первой. Из активных участников форума многодеток она третья умершая за последние несколько лет.
PS При всем этом я не против многодетности, отнюдь. И не призываю «одного, максимум двух». Но, читая одну книгу по детской психологии, увидел шведскую поговорку: «у женщины должно быть хотя бы одно лето, когда она не беременна и не кормит грудью». Может поэтому до сих пор среди шведских семей с детьми более 20% имеют трех детей (против наших 6%), а целых 10% (!!!) — четверых детей (против нашего 1% и даже больше чем наших трехдетных).
Сказка про большую и дружную православную семью не работает – за 25 лет это можно понять. Все равно абсолютное большинство православных семей останавливаются гораздо раньше, чем позволяет биология. Давая чрезмерную нагрузку в начале, мы просто ломаем семьи перегрузкой. Неужели грешно передохнуть год-другой между лактацией и новой беременностью? Чтобы у родителей были силы заняться не только грудничком, но и старшими детьми, и своим здоровьем, и друг другом. Что для нас соборные документы? Верим ли мы, что в соборе 2000 года участвовал Дух Святой? Или учительство Церкви оставило Собор и перешло к тем неизвестным, кто своим звонком удаляет с Милосердия.ру статью пересказывающую Основы социальной концепции и при этом требует опубликовать на нее разгромный отзыв…
PPS А может сможем? Ведь смогли же за 20 лет признать, что беременным поститься не надо. Пусть на исповеди некоторые батюшки еще мотают нервы истощенным женщинам, но в публичном пространстве уже это редко услышишь. Может еще за двадцать лет сможем признать, что в непрерывных беременностях нет ничего особо христианского? Что одно лето без беременности и лактации это не эгоизм, а та самая ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей?