Существующая сегодня привычка исповедоваться вообще говоря удивила бы многих святых отцов, преемниками которых считают себя православные. Вот например популярно мнение, что единственный способ получить прощение грехов — от священника на исповеди. Но Иоанн Златоуст считал совсем иначе:
Недавно рассуждали мы о покаянии и сказали, что есть многие и различные пути покаяния, чтобы легко было для нас спасение. Если бы Бог дал нам один путь покаяния, мы стали бы отговариваться так: не можем идти этим путем, не можем спастись. Но вот, чтобы отнять у тебя этот предлог, Он дал тебе не один только путь, и не два, и не три, но многие и различные, дабы чрез это множество сделать для тебя легким восхождение на небо. Сказали мы также, что покаяние не трудно, и что нет в нем никакой тяжести.
Ты грешник? Войди в церковь, скажи: я согрешил – и загладишь грех. В пример представили мы и Давида, который согрешил и загладил грех.
Потом предложили и другой путь, то есть, плач о грехе, и говорили: какой это труд? Не нужно ни потратить деньги, ни пройти длинный путь, ни сделать что-либо другое подобное, а надобно только поплакать о грехе. Тут привели мы из Писания то, что Бог переменил свое определение об Ахааве, потому что он заплакал и опечалился; и это сам (Бог) сказал Илии: «видел ли», как ходил Ахаав в скорби и печали пред лицом Моим? Не сотворю по гневу моему (3Цар.21:29).
Затем указали мы и третий путь покаяния, и представили из Писания фарисея и мытаря, – то есть, что фарисей, надменно похвалившись, лишился праведности, а мытарь, показав чувство смирения, вышел с плодом праведности и, не употребив никакого труда, сделался праведным, – дал слова, а получил дела.
Теперь пойдем дальше и представим четвертый путь покаяния. Какой же это путь? Это милостыня, царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей в небесные своды, наилучшая защитница. «
А святитель Григорий Богослов вообще сомневался в возможности прощения грехов совершенных после Крещения. Что бы он сказал о ежемесячной исповеди с разрешением грехов?
«От тех несправедливостей, которые мы совершили, но не от тех, которые мы совершаем,очищает нас крещение.
Поэтому очищай себя совершенным образом.
Но сейчас не становись посмешищем:
очищаешь других, а сам остаешься запачканным
…
Если даже крещение не очищает совершенным образом
тех, которые, как я сказал, восприняли благодать
(ведь никто никогда не сможет обмануть Бога,
Который даже мудрецов ставит в тупик способами еще более мудрыми), —
кто тогда сможет смыть злодеяния, совершенные после помазания,
с тех, которые снова до краев наполнены грязью
и которые достоинство божественного образа
оскорбляют личинами гадов и хищных зверей,
каковым уподобляемся, когда им подражаем?
В самом деле, характер становится вторым творцом:
его трудно отбросить и отдалить от себя,
поскольку не существует второго очищения.
Один раз я родился, затем был вновь сотворен Богом.
Может быть, буду сотворен еще раз позже,
когда буду очищен человеколюбивым огнем.
Сейчас же я не знаю никакого лекарства, кроме слез,
с помощью которых с трудом достигается заживление,
между тем рубцы, как я думаю, остаются
и обличают прежние тяжелейшие язвы.
Источник