Другой святоотеческий взгляд на таинство покания

Существующая  сегодня привычка исповедоваться вообще говоря удивила бы многих святых отцов, преемниками которых считают себя православные. Вот например популярно мнение, что единственный способ получить прощение грехов — от священника на исповеди. Но Иоанн Златоуст считал совсем иначе:

Недавно рассуждали мы о покаянии и сказали, что есть многие и различные пути покаяния, чтобы легко было для нас спасение. Если бы Бог дал нам один путь покаяния, мы стали бы отговариваться так: не можем идти этим путем, не можем спастись. Но вот, чтобы отнять у тебя этот предлог, Он дал тебе не один только путь, и не два, и не три, но многие и различные, дабы чрез это множество сделать для тебя легким восхождение на небо. Сказали мы также, что покаяние не трудно, и что нет в нем никакой тяжести.

Ты грешник? Войди в церковь, скажи: я согрешил – и загладишь грех. В пример представили мы и Давида, который согрешил и загладил грех.

Потом предложили и другой путь, то есть, плач о грехе, и говорили: какой это труд? Не нужно ни потратить деньги, ни пройти длинный путь, ни сделать что-либо другое подобное, а надобно только поплакать о грехе. Тут привели мы из Писания то, что Бог переменил свое определение об Ахааве, потому что он заплакал и опечалился; и это сам (Бог) сказал Илии: «видел ли», как ходил Ахаав в скорби и печали пред лицом Моим? Не сотворю по гневу моему (3Цар.21:29).

Затем указали мы и третий путь покаяния, и представили из Писания фарисея и мытаря, – то есть, что фарисей, надменно похвалившись, лишился праведности, а мытарь, показав чувство смирения, вышел с плодом праведности и, не употребив никакого труда, сделался праведным, – дал слова, а получил дела.

Теперь пойдем дальше и представим четвертый путь покаяния. Какой же это путь? Это милостыня, царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей в небесные своды, наилучшая защитница. «

Ссылка

А святитель Григорий Богослов вообще сомневался в возможности прощения грехов совершенных после Крещения. Что бы он сказал о ежемесячной исповеди с разрешением грехов?

«От тех несправедливостей, которые мы совершили, но не от тех, которые мы совершаем,очищает нас крещение.
Поэтому очищай себя совершенным образом.
Но сейчас не становись посмешищем:
очищаешь других, а сам остаешься запачканным

Если даже крещение не очищает совершенным образом
тех, которые, как я сказал, восприняли благодать
(ведь никто никогда не сможет обмануть Бога,
Который даже мудрецов ставит в тупик способами еще более мудрыми), —
кто тогда сможет смыть злодеяния, совершенные после помазания,
с тех, которые снова до краев наполнены грязью
и которые достоинство божественного образа
оскорбляют личинами гадов и хищных зверей,
каковым уподобляемся, когда им подражаем?
В самом деле, характер становится вторым творцом:
его трудно отбросить и отдалить от себя,
поскольку не существует второго очищения.
Один раз я родился, затем был вновь сотворен Богом.
Может быть, буду сотворен еще раз позже,
когда буду очищен человеколюбивым огнем.
Сейчас же я не знаю никакого лекарства, кроме слез,
с помощью которых с трудом достигается заживление,
между тем рубцы, как я думаю, остаются
и обличают прежние тяжелейшие язвы.
Источник