Автомат Калашникова как средство от гламура. Или еще раз о женском воспитании — свящ. Андрей Ромашко

На мой взгляд, очень важный текст для тех, у кого девочки-подростки. 

Вопрос. Может ли православная девушка использовать косметику?

Ответ. Да, может. Если это правильно наложенная маскирующая раскраска. (православный юмор)

Когда мы в приходской «молодежке» голосуем за организацию турпохода или выезда на страйкбольную тренировку, поднимается лес рук, в основном девичьих. Представители сильной половины человечества со словами: «наверное», «возможно», «подумаем» откровенно «мажутся» от подобных мероприятий. В чем причина? Может, что-то не так в клубе? Спрашиваю коллег, а они мне: «у нас вообще одни девочки ходят!» Тогда, может это чисто церковная проблема? Вместо ответа мне случайно попадается на YouTube сюжет об экспериментальном женском взводе в Рязанском десантном училище. Девушки за первую сессию обгоняют парней-четверокурсников по всем показателям… Приехали… Значит, это везде так.

 

Картинка из интернета

Пусть психологи разбираются, в чем причина такой смены социальных ролей, патологическая ли слабость мужчин, повышенная ли активность женщин, а может и то, и другое. Мне интересно, как это можно использовать на данном этапе в деле воспитания. Что делать с такими юношами мне понятно. Стыдить, увещевать, воодушевлять, уговаривать: «ну вы же мужчины, не прячьтесь за девушками». А вот что делать с девушками? Одергивать, «бить по рукам»: «это не ваше, вы должны быть нежными, мягкими, женственными…» И вот здесь я ловлю себя на мысли, что в современном культурном контексте призыв к женственности может толкнуть большинство девушек только на блуд… Вы не согласны?


Давайте оторвемся от давно ушедших в небытие букварных образов девочки-девушки-женщины, и попробуем оценить, откуда современная девушка-подросток может срисовать для себя правильный идеал женственности. Кино? Интернет? Журналы? (Ну, книги я в расчет не беру, во-первых, их не читают, во-вторых, в классике нет иллюстраций, и Наташа Ростова представится современной девушке скорее в образе эдакой топ-модели в рюшечках. А те книги, что классикой не являются, формируют образы, далекие от нравственных идеалов). Мама, как образец, тоже не в счет. Во-первых, она уже «не в том возрасте», а во-вторых, у многих современных мам желание выглядеть, как кукла Барби, не пропадает, несмотря на возраст. Итак, мы говорим женственность – подразумеваем…

Посмотрите, какие картинки постят юные, чистые девочки на своих страничках в социальных сетях. Сердечки, обнимающиеся парочки, полуобнаженные модели, нежные девичьи руки, обвивающие шею красивого и сильного мужчины. Цитаты о любви, верности. Понятно, юная Ассоль хочет большой, настоящей любви, только вот принцев вокруг маловато, и со словом любовь, все больше секс ассоциируется. И с понятием «женственность» в мире современной культуры ассоциируется образ юной, сексапильной и уже опытной любовницы. Чего стоит один только статус ВКонтакте: «все сложно», «в активном поиске», «встречается», «влюблена», «помолвлена». А если девушке 12 лет? Она тоже должна быть «в активном поиске»? Или у нее уже должно быть «все сложно». А ведь другие варианты сайт не предлагает!

Можно возразить, это мол, мир, который катится в бездну, а наши церковные девочки, они не такие! Увы, граница Церкви и не-церкви в наше время размыта. Разве церковные девочки не смотрят (хотя бы мельком) телевизор? Или они не выходят на улицу? Или у них нет невоцерковленных друзей и подружек, которые, несмотря на все наши запреты и родительские контроли дадут почувствовать, что такое «настоящий» идеал красоты, и насколько он притягателен? К сожалению, арсенал современной церковной литературы, публицистики и кинематографии пока слишком слаб, чтобы конкурировать с масс-культурой. Традиционный, правильный стереотип поведения женщины давно утерян, вместо него во всей красе предстоит образ «девушки с обложки». Вот его то и копируют наши дочери. Это нужно учитывать и не подливать масла в огонь. Может лучше наоборот «сменить тему» и привлечь внимание юной женской аудитории к другим вещам, тем более они сами к ним тянутся.

Давайте учить девочек жесткости, чтобы они могли «послать» назойливого ухажера, а при необходимости – и ускорение ему в нужную сторону придать. Мягкость у них и так от природы есть. Одеться в красивое платьице они и без нас смогут, давайте им лучше военную форму примерим, покажем, как автомат Калашникова работает, научим стрелять, ножи метать, будет хоть в жизни какая-то альтернатива бесконечным лосьонам, бальзамам, шампуням и ополаскивателям. И ведь это (я имею в виду АК и т.п.) им, в отличие от многих парней, реально интересно. Пусть это никогда не понадобится им в жизни (ну, разве что – сыновей воспитывать). Но, все же, это физкультура, моторика, дисциплина. Разве это не нужно? «Военщина» здесь только интересная воспитующая среда, позволяющая правильно расставить акценты. Давайте разбавим поток неправильной женственности, другими, хоть и не свойственными девочкам, но все же правильными вещами.

А теперь представим диалог нашей повзрослевшей выпускницы воскресной школы и ее невоцерковленной ровесницы. Итак, им по 15 лет. «Ты знаешь, говорит, юная светская львица, я хожу в солярий и на стрип-дэнс, а еще мой парень обещал свозить меня в Турцию, правда, маму никак уговорить не могу. А тебе, поди, ничего нельзя? Религия не позволяет? Бедная ты, бедная!» Поверьте, в 15 лет нашей девочке тоже будет хотеться в Турцию (хоть ей это и нельзя) и на стрип-дэнс (хоть она может даже не знать, что это такое). Но ей есть что ответить. И она спокойно так, задумчиво (вспоминая, как было классно) говорит: «а мы летом с православным клубом, вместе с нашим батюшкой под Белуху ходили, представь, я наконец 2-й разряд закрыла по горному туризму, а потом еще были в православном военно-спортивном лагере, к нам ребята спецназовцы приезжали и дали пострелять из «Винтореза». Я со ста метров 35 очков выбила с пяти выстрелов, ну, правда, с оптикой…». И тут уже у «светской львицы» слегка «отвисает челюсть»: ее похождения больше не являются предметом гордости и превосходства. Более того, она сама уже завидует подружке, хоть и не знает где эта Белуха и что такое «Винторез».

Наши девочки тоже должны чувствовать себя успешными. Но пусть они пока будут успешными в других вещах, ибо в нынешнем обществе успешность юной девицы измеряется длиной ее ног и размером кошелька ее ухажера. (Я намеренно утрирую, не все такие, но это некий среднестатистический идеал к которому подталкивает общество). Потом, при правильном церковном воспитании они станут успешными женами и матерями. Но это потом. А сейчас, пока им далеко до венца, давайте не будем акцентировать их внимание на их половой принадлежности. Сами как ни будь сообразят, тем более, что «подсказок» вокруг предостаточно. Можно заниматься совсем другими делами. Только заниматься нужно в церковной среде, а Церкви нужно эту среду создать и поддерживать ее в интересной, работоспособной форме. Увы, пока большинство приходов (если вообще обращают внимание на молодежь) могут предложить девушке-подростку только длинную юбку, платок до глаз и большое «низзя». Самые «продвинутые» предлагают послушание сестры милосердия или участие в церковном хоре. Все это, конечно, очень духовно и православно, но чаще всего запредельно скучно. Неудивительно, что многие девочки уходят после воскресной школы (или православной гимназии) из активной церковной жизни, поддавшись мнимым, но очень интересным и привлекательным идеалам. Конечно, никто в Церкви цирк не обещал, мы не обязаны развлекать прихожан, но зачем же налагать «бремена тяжкие и неудобоносимые», когда можно придумать занятие вполне при-церковное, но более привлекательное.

Конечно, все вышеизложенное – некое упрощение, более того, это не универсальная методика, это только один из вариантов. Уверен, что есть церковные девушки, которым военно-туристическая тематика не будет интересна. Здесь есть и свои «подводные камни». Во-первых, нужно учитывать, что рано или поздно девушке придется выходить замуж, и для «крутых» православных девиц, нужно подыскивать не менее «прокаченных» православных парней. А вот с этим – проблема… Второе. Воспитание должно проходить в церковной среде, под руководством надежных и правильно воспитанных, воцерковленных мужчин. (Где только их найти?). Должен быть свой клуб, своя команда, своя (церковная) среда, свои правила. Православные девушки (чаще всего более воспитанные и по-правильному женственные, чем их светские ровесницы) быстрее обращают на себя внимание мужского пола, а в нецерковной среде это кончается блудом. В-третьих, есть опасность «перегнуть палку» и воспитать гордых мужененавистниц или грубых «мужланок», но это вопрос к педагогам, нужно смотреть, что получается из твоей работы. В идеале, убив гламур с помощью автомата Калашникова, нужно прививать и воспитывать нормальные представления о женственности. Но, лично я не знаю, чем еще можно вытравить гламур, кроме как грубой армейской униформой, жесткой дисциплиной, длинными походами и изнурительными тренировками.