Милостыня нищим на улице: зло или благо?

Студент в ПСТГУ подарил хорошую книгу. А.Ю.Горчева Нищенство и благотворительность в России. М.:1999.

Хорошее научное исследование по истории благотворительности. Один из основных тезисов (высказанный еще при Годунове:
«Раздача царской милостыни только увеличивала количество нищих»
«Случайная милостыня ничто иное может произвести, как умножить число нищих»

Странно, что этот очевидный тезис сегодня практически не звучит. И неподавая нищим на паперти можно столкнуться не только с их осуждением, но и с осуждением православной братии: как же, ведь св. Иоанн Милостивый подавал всем и не спрашивал. Да, он подавал. Но это не значит, что это единственно возможный или самый праведный путь.

Вообще же в книге много очевидных фактов, которые наше общество до сих пор не поняло. Что нищета это стиль жизни. Что 90% нищих отказываются, если им предложить нормальную работу. Что нельзя давать денег на руки (впрочем, как оказалось, и с продуктами все не просто: многие просто приносили собранные продукты в таверну, где меняли их на выпивку).


В Европе пытались строго бороться с нищенством. Получалось, но не то чтобы очень. Меры: отлов полицией, медицинский осмотр. Далее — либо в лечебницу для инвалидов (таких меньшинство), либо в «трудовые дома» на принудительную работу. Полицейские меры работали, но искоренить проблему все равно не удавалось.
А самое грустное, что в случае, например голода (а он бывал на Руси 8 раз за столетие) реально обнищавшие люди не могли составить конкуренцию «профессионалам». 🙁

Но если нам, православным, нужны церковные документы, то есть решение Стоглавого собора (правда о нищих монахах): больных разместить по монастырям под надздором духовных отцов. здоровым же «вкладу не давати, потому что они здравы и могут тружатися и служити на святую братию за свой вклад«.

Ну а наиболее эффективной в 19 веке считалась Эльбердфельдская система, о которой не знает даже яндекс.

Введена в Германии 1852. Основана на индивидуальном подходе к каждому нищему. Принципы
— управление призрением находится в распоряжении особой депутации из городского главы, четырех членов гор. совета и четырех выборных граждан. Город разбит на округа, в каждом из которых несколько попечителей о бедных, которые постоянно наблюдают жизнь 5-6 нуждающихся семей.
-каждый призреваемый изучался индивидуально попечителем во всех своих особенностях… попечитель посещал клиента не реже одного раза в две недели — а таких наблуюдаемых у него было не более четырех. Зато он сам решал, какое именно пособие необходимо конкретному нуждающемуся и нес за подопечного полную отвественность.
-использовались частные пожертвования, но милостыня просящим — подаяние в руки населением запрещалось законом. (в других европейских странах вводились крупные штрафы за подачу милостыни. Штрафовали не нищих (что с них взять), а тех — кто подавал).
В результате введения этой системы за тридцать лет (с 1852 по 1885) число призреваемых семей уменьшилось с 6,48% населения до 3,4%. Т.е. в два раза за тридцать лет — поразительный результат
Кстати, примерно аналогичную систему пытается ввести и Русская береза
Собственно, именно поэтому я очень редко подаю нищим «на паперти» и предпочитаю действовать через проверенные фонды: Милосердие.ру, предание.ру, русская береза, фонд о. Даниила Сысоева. В общем через тех, кому доверяю. К сожалению, я не верю, что государство сможет сделать аналогичную систему. Хотя разговоры об этом идут, например, о патронате неблагополучных семей. Делать это необходимо, вопрос только в том, возможно ли это с нашей бюрократической системой…