Дискуссия: школьное образование vs семейное

Мои мысли 2012 года. Пока не перечитывал.  Написано по принципу акына. Это размышления, призыв к дискуссии. Читать можно параллельно с сообщением которое и комментирую 🙂

Я вот просто все думаю. Говорят — образование дорого. А реально дорого не образование, а: «статусные вещи» ребенку (айфоны и проч), одежда, подарки учителю, ремонт школьного здания итд. Куча занятий с репетиторами. Хорошая машина, в конце концов, чтобы ребенку не было «стыдно», что его привозят в школу на какой-то Калине.

Я вот все думаю: а насколько это важно? Т.е. понятно, что психологически ребенок должен чувствовать себя комфортно. Но как это связано с уровнем образования? Я вот занимался недавно с 9-классницей из «английской» школы. За пару месяцев выучила физику с двойки при поступлении в бауманскую школу, до пятерки при поступлении в МЭИшную. Другая знакомая с гуманитарным образованием (плюс разряд по шахматам, что здесь принципиально 🙂 ) спокойно смогла «заботать» на физтех во время абитуры.


Понятно, что сами родители эквивалент школы дома не потянут. Но вопрос насколько ее можно заменить компьютером? У меня до сих пор в голове школьные видеоуроки русского языка. Они запомнились гораздо лучше, чем занятия в школе по русскому. А ведь компьютер гораздо более мощный инструмент, чем видеомагнитофон. Уж в части орфографии (и даже синтаксиса) уж точно. В прошлый раз в школе видел как тренируют детей. Физика, 8ой класс. Каждый урок пишут на кусочках бумаги тесты микротесты (чтобы выучить определения). Учительница хорошая. Но эту процедуру написания тестов вполне себе можно легко автоматизировать. Т.е. вообще никаких проблем — стоит копейки, эффективность уж точно не ниже.

Вообще, я знаю три вида занятий: Лекция, семинар и лабораторная. С лабораторными понятно, все равно их у нас исчезающе мало 🙁 Лекции (в школьном понимании) вполне можно заменить компьютером. Да, конечно, есть оговорки. Но есть оговорки и по уровню учителей, поэтому в среднем компьютерная лекция хорошего лектора с подобранным видеорядом сможет успешно заменить «Мариванну», которой вопросы задать конечно можно, но не всегда она на них ответит.

Ну и семинар. Самостоятельная работа вместе с учителем. Здесь есть одно важное но. Максимальный размер группы для нормального семинара… 12 человек. Больше это не работает. Тем более со школьниками. Теперь вопрос: а где вы видели такие классы? Вот у нас в 1ой школе в физмате (8класс) — 32 человека. Легкий подсчет показывает, что это меньше минуты за урок на школьника (учитывая рассадку, диктовку, запись и проч). Эффективность такого процесса близка к нулю. Мне в этом плане гораздо легче. На моих факультативах набирается обычно 5-7 человек. Ну 10 максимум. Причем человек желающих учиться. С таким количеством можно попытаться работать. И то выходит не очень, поскольку надо постоянно «пинать». Что тогда говорить о работе в классе 25-30 человек.


Итого. Школа, конечно, и в нынешнем виде выполняет свою функцию. Но с таким же успехом ее бы выполнил и обязательный просмотр небольшого количества фильмов с обсуждением. В работе с учителем важен именно личный контакт, передача личного опыта решения задач, поиска информации итд. Просто надиктовывать детям учебник — глупая трата времени (такая же глупая как бесконечное писание лекций в иных институтах. Зачем писать если цена бумажного учебника сейчас ->0)

А цель этого рассуждения все та же. Понять как правильно учить детей в сильно изменившемся обществе. При очевидном условии, что материальный достаток у нас скорее всего будет ниже, чем средний по больнице. Просиживание штанов в школе конечно задача архиважная, но вот КПД такой деятельности вызывает определенные сомнения. Посмотрим конечно. Но в нынешнем обществе гораздо важнее научить ребенка самостоятельно учиться, находить информацию, искать, читать. А просто заучить сумму знаний вряд ли сегодня так уж актуально. В этом плане Википедия все равно круче всех 🙂

Вот просили меня как-то недавно решить задачки по физике. Уровень школьный, хотя просили видимо из института. Так вот, все эти задачи (конкретно эти) яндекс легко нашел. По двум из трех было решенье. По третей оно тоже было, но за 10р (классная идея, кстати). Пришлось решать самому. Но формулу нужную для решения нашел в вики, опять же, за 5 минут. Понятно, что я знал где искать. Но так этому и нужно учить детей. В этом плане физтех очень полезен, он учит не столько физике, сколько умению быстро проанализировать большое количество информации из любой сферы. А учитывая профессионализм нашего общества, приходится ботать и строительство и медицину и законодательство много чего еще 🙂 ИМХО, вот это и есть самое важное в обучении

А ведь репетиторы учат другому. Если не знаешь, есть человек (именно человек, а не книги/интернет) у которого можно спросить как правильно. Нет, иногда так действительно лучше. Но лично я стараюсь искать сам. Потому что при таком поиске параллельно узнаешь много интересного, изучаешь область глубже и знаешь где-что посмотреть. Если что-то нужно быстро, да, проще спросить. Но если хочется повысить профессиональный уровень — проще погуглить.

Да, что-то получилось по принципу акына. Но вы все равно комментируйте — давайте вместе думать. Как учить наших детей? 🙂 Можно даже в формате «бизнес-проекта»: что сколько стоит (хорошая школа, обычная школа, экстернат), что дает (плюсы, минусы, затраты).

Вот например поднимать ребенка каждый день в 7 часов это уже само по себе большая затрата сил. Конечно, считается, что это полезно для будущей жизни. Но вон мой неизменный сосед по общаге Борис после школы глубоко забросил это дело. И в институте не спешил на первые пары. И сейчас спокойно ходит сейчас на работу к обеду. Правда и вечером сидит до 20-22 часов. Ну и что? Работу он свою выполняет успешно (естественно, он прогер 🙂 и зарабатывает… как прогер 🙂 ). Вообще, путей во взрослой жизни множество. А в детской, почему то считается, что один, надежный и правильный. Даже отказ от детского садика люди воспринимают с подозрением. И когда детей не «лечат» от обычной ОРВИ, тоже опасаются («а вдруг»). Что уж говорить о такой «безусловной ценности», как школьное образование. А уж ересь вроде того, чтобы ребенок хотел стать… «рабочим», «автослесарем» и проч, родители быстро пресекут. Хотя, судя по ценам на ремонт, прорабы получают получше ученых 🙂

Вот я вспоминаю свою школу. Конечно, уроки что-то давали. Но оглядываясь назад… Какова была роль обычных занятий? Математика — да, физика — да,но с оговоркой что там больше играла личность физика, чем учебный процесс в классе. Литература с русским — нет, география — нет, биология — нет хотя сейчас мне это очень интересно, но роль школы в этом минимальна. Тот же уровень, имхо, вполне достигается скажем обучающим фильмом плюс тест в конце. А если еще и будет возможность обсудить с родителями (да и с сестрами-братьями тоже), то эффект запоминания будет гораздо выше. Опять же детей надо обязательно учить выражать свои мысли. Сочинения например писать, доклады-дискуссии делать. В школе этого, на мой взгляд, маловато.

Огромную роль для меня сыграли доп. занятия. Математика, химия и, особенно физика (ВФТШ и факультативы в школе). Вот там да,было интересно, да и «социализация» гораздо эффективнее шла. В общем сейчас у меня есть ощущение (вполне возможно ошибочное), что реально в школьной социализации играет роль не «вода» — (6 уроков 6 раз в неделю), а приправы: факультативы, секции, творческая самодеятельность. При том, что большее количество родительских сил, денег и детского времени занимает именно «вода». И вопрос насколько она ценна? Можно ли без нее обойтись. Что будет «дороже»: не рыпаться и спокойно пропускать через себя эту воду или плыть против течения (например, экстернат). По-ощущениям, с точки зрения «эффективности» это будет примерно одинаково (по всем направлениям: уровень образования, уровень социализации, риски «плохих компаний» в подростковом). Ведь здесь надо учесть, что 80% школьников (говорю цифру «от ветра главы своея», по ощущениям ) идущих стандартным путем также разочаровываются и теряют интерес к учебе. И в компании попадают, и, случается, даже «беременеют». Поэтому пугать тем, что в подростковом возрасте «снесет крышу». Это как «надо сначала просто пожить вместе, попробовать, чтобы прочнее брак был». Жить — живут, а семьи стали от этого разваливаться еще быстрее. Так и видя современных школьниках, пугать тем, что «затворнику» снесет крышу в 14 лет. Ну да, вероятно снесет. Но можно подумать, что «стандартные» дети этих проблем не имеют. И у кого их больше — еще вопрос. Тем более, что для реального затвора сейчас условий не предвидится. У моих домашних детей (пусть маленьких), есть круг социализации в виде десятка детей во дворе, десятка родственников и еще десятка близких друзей. Это много. Не сильном меньше, чем 30 одноклассников, 90 «однокурсников» и 15 учителей. Ну да, общаются меньше. Но и в школе общаются в основном на переменах (ну теперь еще видимо через «Вконтакт» с телефона во время уроков — и записки не нужны, и на «сенсоре» клавишы не щелкают). Нет, не верю я то, что ребенок на «экстернате» будет принципиально несоциализированней, особенно если речь о городе и имеются факультативы/секции. Да, какие то темы он понимать не будет, какие-то шутки пройдут мимо. Но это нормально. Когда мы обсуждали компьютерные игры это тоже не 90% класса понимало. А на секциях, очевидно, есть свои темы, которые всем интеренсы.

«Стандартный» путь социализации отнюдь не гарантирует результа. Поэтому говорить «а вот если у вас то-то и то-то» бессмысленно. С обычными детьми в обычных классах это и так происходит с огромной вероятностью. И травля, и изгои бывают и усталость от учебы и нелюбовь к школе и многое-многое другое. И алкоголь пробуют и курят и, случается, «беременеют». Ну и нужна ли такая социализация.

В общем, приглашаю к дискуссии. Как альтернатива школе (для обсуждения) сейчас предлагаю «экстернат» в обычной средней школе. Натренировать ребенка на уровень обычного хорошиста.. Не думаю, что это супер сложно. Тем более к ЕГЭ, где все правила игры известны. А времени это освободит прилично. И, главное, сил родительских. Да и, скажем честно, денег. Эти силы (и деньги) можно пустить на секции и факультативы (у нас в Раменской Гимназии, оказывается, есть «общегородские» факультативы для всех детей по куче предметов. Как мининимум по физике и информатике). Лично у меня самые крепкие контакты со школьных времен остались именно с факультативов (ВФТШ особенно). Да и родственников/соседей хватает. Тем более, что я не верю в то, что идеалом социализации является общество 30 случайно посаженных вместе ровестников плюс немного взрослых, которые взяли на себя роль судей. Эта модель общества будет существовать максимум до конца института, но реальное общество другое. Есть и старшие и младшие и ровестники. И родственники и друзья и товарищи. А в таком обществе и «домашний» ребенок всегда варится. (Родные, дяди-тети, племенники, братья-сестры). Но с тем существенным отличием, что происходит эта социализация под присмотром родителей и родных, а не случайных встречных. Да, понимаю, что в жизни могут быть разные начальники. Но одно дело, что это происходит, когда ребенок уже сформировался. И другое дело, когда он, как губка, впитывает в себя этот «образец» начальника.

Короче написал много, специально особо не вычитывал, поскольку это набор тезисов к дискуссии, а не конкретные выводы. 🙂