Страсти Христовы (The Passion of the Christ, 2004, строго 16+)

Этот фильм я стараюсь каждый год посмотреть на Страстной. Фильм очень жестокий. И точно не для детей, беременных и кормящих. Это жестокий фильм о жестоком мире в котором распяли Бога. Просмотр фильма всегда открывает какие-то идеи. Иногда мысли авторов. Так в прошлый раз меня поразила фраза Симона Кирениянина берущего Крест: «Но учтите, я невиновный несу крест осужденного». Такой явный перевертыш. И еще идея о том, что Богородица на Голгофе причастилась Крови (ведь она не участвовала в Тайной Вечери).

По итогам нынешнего просмотра основные мысли у меня о жестокости мира. Мир очень жесток. А мы так пытаемся от этого спрятаться, закрываем глаза, говорим «мы в домике». Сирия далеко, Украина тоже. Собственно и Пилат пытается спрятаться. Ведь так тяжело расстаться с условно-нормальной жизнью и пойти на риск. А если защитить этого невиновного — будет куча проблем. И в итоге, после нескольких попыток, он бросает это дело. Пусть все идет как идет.

И вот это желание спрятаться от жестокости я вижу во всех наших дискуссиях. Ювенальная юстиция? Нет, у нас все хорошо, семья самое безопасное место, а государство отберет моих детей. Аборты? Мои дети этого не сделают. Изнасилования? Но даже очень уважаемая мною женщина недавно написала, что важнее защитить мужчин от тех, кто их совратит, а потом обвинит. Как будто мужчина маленький ребенок в руках коварных обольстительниц. А среди простецов и вовсе говорят, что лучше бы дала, чем случайно убила при самообороне.

Но, увы, мы живем в мире где родители избивают своих детей. Где мужья бьют своих беременных жен. Где солдаты с обеих сторон грабят и насилуют. В мире где распяли Бога. В мире, где люди несчастны и это идиотское поведение лишь защитная реакция, как насмешливое поведение солдат избивающих Христа. Им тоже страшно в этом жарком, мятежном городе, где тебя всегда будет поджидать с ножом освобожденный Варрава.

Но ведь стоит немного задуматься и мы поймем, что эта жестокость не помогает. Смертная казнь не снижает количество преступлений. Физические наказания детей не улучшают успеваемость. (А психологические могут это сделать, но какой ценой…) Насилие в семье нарастает с каждым кругом, и длина «конфетного» периода каждый раз все короче, а период насилия все длиннее. И по этому кругу жестокости человек и идет.

Я не знаю, насколько этот мир ценен для Бога. Многие считают, что это просто черновик и главное подготовить душу к Царствию. А мне кажется, что этот мир тоже ценен для Бога. Он был добр зело, пока не был поврежден. И Адам, сотворенный в мире, помещается в Эдем, небольшом районе между четырех рек, с тем чтобы весь мир сделать Эдемом. Но вместо этого он изгоняется и возвращается в ту землю из которой сделан. Но все равно задача все та же — научиться жить по другому. И показывать другой путь. Что детей можно воспитывать без наказаний, что можно быть счастливыми в браке. Что можно не прятаться за различными зависимостями от реального мира. Что мир хоть и поврежден, но все равно принадлежит Богу. Но, разумеется, люди настолько привыкли к старой жизни, что иная жизнь вызовет в них … боль, желание спрятаться, ненависть. Как те первосвященники, которые верили в воскресенье больше апостолов и поставили стражу «на всякий случай».