Что делать тем, кто «самивиноваты»

На Правмире опубликовали статью о. Федора Бородина, довольно известного священника. Я обратил на нее внимание, поскольку она является квинтэссенцией того взгляда на Церковь от которого я ушел за последний год.

Вот один из характерный эпизод из статьи о. Федора:

«Мне пришлось в течение определенного периода времени принимать исповедь у одного священника. Он жил в другом городе. Там, по понятным причинам, не исповедовался, а приезжал в Москву.

У него рассыпалась семья, он впадал в блуд и просто снимал проституток. А для того, чтобы были деньги, он по ночам «бомбил», подрабатывал извозом на дороге. В гражданской одежде, очень коротко стриженный, симпатичный, достаточно молодой человек. И вот он говорит: «Я как-то посадил к себе блудницу. Мы с ней отъехали, начинаем договариваться. Она смотрит на меня и прямо кричит: “Ты – священник! Я с тобой не буду”».

Он начинает отнекиваться и говорить, что все не так. Но она продолжает кричать и чуть ли не на ходу выпрыгивает из машины, непонятно, как не разбилась. То есть профессиональная блудница почувствовала благодать Божию, которую дает священство. А он в себе ее перестал уже чувствовать. На мои слова о том, что я не могу прочитать разрешительную молитву, что надо идти к архиерею, он не реагировал.

Самое поразительное, я видел, как в нем постепенно умирает священник, как он начинает бояться совершать Божественную литургию, на службе перестали приходить к нему на исповедь. Он просто больше не мог выполнять священнические обязанности

Кадр из сериала «Молодой папа»

Собственно, весь посыл статьи «сами виноваты». Нет, не грубый, даже не осуждающий, просто констатирующий. Но именно такой взгляд на церковность, где человек спасается в одиночку, а Церковь просто говорит ему грех/не грех, я сейчас не принимаю. Потому что увидел иной путь, который мне кажется верным. Ведь проблема блуда и других зависимостей не уникальна ни для русских, ни для православных, ни для православных священников.

Удивительно, но читая статью о. Федора я сразу вспомнил аналогичную ситуацию, которая была подробно описана:

«Новый Завет гласит, что Бог любит нас независимо оттого, исполняем мы свой долг или нет. Он напоминает нам, что Бог любил нас даже тогда, «когда мы были еще грешниками» (Римлянам 5:8), когда мы еще и не думали вести себя так, как должно.

Жизнь Джима переменилась, едва он осознал эту истину. Этот священник годами пытался избавиться от плена сексуального извращения. Однажды он попался в тот момент, когда договаривался с проституткой, и после этого оказался в больнице с тяжелой депрессией. Он чувствовал себя осужденным, навеки лишенным любви. Он поведал свою историю участникам групповой терапии, ожидая от них осуждения, ведь он вел себя очень дурно.

Джим был потрясен, когда другие участники группы выздоравливающих наркоманов и людей, страдающих синдромами навязчивых состояний, приняли его таким, какой он есть. Падение не лишило его их любви. Они напрямую высказали ему истину о том, какой ущерб он нанес своей жене и близким, но любовь у него не отняли. Их приятие восполнило тот элемент, которого ранее недоставало в жизни Джима, и помогло ему выбраться из–под давления закона и одолеть свою склонность. Сердце Джима изменилось, когда он понял, что его падение не навлекает на него ненависть.

Мы не должны никогда думать, что рискуем Божьей любовью, когда в чем–то не соответствуем Его ожиданиям. Разумеется, грех имеет дурные последствия, о которых нельзя забывать, но к числу этих последствий не относится отлучение от Божьей любви.» (Г. Клауд, Дж. Таунсенд 12 «христианских» верований, которые могут свести с ума) 

Принципиальное отличие между этими статьями, православной и протестантской (уточню, что протестанты тоже очень разные бывают) заключается в отношении к Церкви. По о. Федору «Вообще храм – это место встречи Христа с человеком. А священник – человек, который служит этой встрече.» И далее «Они же, отвергая Церковь, отвергают не нас, «жирных попов», а Христа, они не к нам не приходят, а к Нему

Здесь идет весьма популярная в нашем богословии подмена. Сначала Церковь (которая есть прежде всего люди, собравшиеся во имя Его ради совместного спасения и Он посреди них) подменяется храмом. А далее, если человек отвергает храм, который стал самоценностью выше Церкви, то он отвергает и Церковь Христову.

А ситуация ровно обратная. Храм это просто место, где люди, собранные во имя Его, помогают друг другу спасаться. Как-то даже лень искать подходящую цитату из апостола Павла — все его богословие об этом. Ну возьмем допустим послание к Галатам:

«Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.  Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.» Как толкует Феодорит Кирский  «Один недостаток имеешь ты, а другого не имеешь. Он же, напротив, не имеет недостатка, какой имеешь ты, но имеет другой. Ты перенеси его недостаток, а он пусть переносит твой. Таким образом исполняется закон любви.» Но что-то я не помню разговоров об этом на наших приходах. Особенно в контексте спасения, а не бытовых вещей.

Да, конечно, потом Апостол добавляет:
«Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.
Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесет свое бремя.» И действительно за свои поступки каждый отвечает сам. (Хотя тот же Феодорит понимает этот стих проще: «Не любопытствуй знать чужие дела. Ибо каждый из нас отдаст отчет в собственных своих грехах.«) Но это только половина правды. И несмотря на личный ответ на Суде, человек все равно призван к совместному, а не к индивидуальному спасению. Это относится и к мирянам, и к священникам. Взаимопомощь, а не просто религия индивидуального спасения.

Что толку говорить «Священник никогда не должен быть пьяным, никогда, ни разу в жизни. Потому что если его хоть раз увидят, если он хоть одного человека соблазнит – ему за это тяжко отвечать.», если по данным десятилетней давности более четверти нашего духовенства имеют проблемы с алкоголем? Может потому и уходят люди из храма, что грешники здесь находят лишь обличение, но никак не поддержку и помощь… Здесь же можно вспомнить о том, почему не срабатывают установки «завтра брошу пить» и неплохо срабатывают группы Анонимных алкоголиков. И вообще те группы где с осуждения переключаются на помощь друг другу в борьбе со страстями. Учат человека тому, что ненавидя его грех, члены группы любят его несмотря на постоянные падения.

В заключение еще один отрывок из книги Г. Клауда и Дж. Таунсенда, в котором они как раз и говорят о том, что «богословие воли» очень часто не срабатывает, чему свидетельством и те падения священников, о которых говорит и о. Федор.

«Священник по имени Айк был жертвой такой склонности к сексу. Он проповедовал целомудрие с амвона, а на следующий день отправлялся к проституткам. Когда церковные старосты уличили Айка, они поставили его перед выбором: либо приступить к интенсивному лечению, либо сложить с себя сан.

Сначала Айк много говорил на сеансах, как он виноват, как он сожалеет о своем поведении; он клялся исправиться, никогда больше так не поступать. И тут другие члены группы обрушились на него:

— Я не верю, что ты сумеешь измениться, — сказал ему один из участников семинара. — Ты будешь делать все то же самое снова и снова.

— Нет, на этот раз я твердо решил, — возражал Айк. — Я буду  жить так, как я сказал. Просто раньше я принимал неверные решения.

— Почему же ты думаешь, что ты не станешь принимать их снова?

— Ну потому, что на этот раз я твердо решил измениться. Я сделал свой выбор, дал слово.

— А раньше ты не столь «твердо» принимал решение? Ты всегда сожалел о своих поступках и обещал измениться, но ничего не получалось. Если ты не способен ни на что другое, кроме как снова и снова принимать решение измениться, почему мы должны верить, что на этот разу тебя получится?

Айк расстроился. Он начал понимать, что, если ничего не изменится, он обречен повторять тот же цикл, но он не знал, что ему делать. Он отчаялся, он не видел для себя иного пути, кроме как давать все более суровые зароки на будущее.

Что же Айк делал не так, почему все его усилия и обеты не приносили плода? Он начал понимать, что, искренне желая изменить себя, он столь же сильно желал и других вещей, тех самых, от которых он отрекался. Это желание таилось глубоко в его сердце, в самом источнике мотивации. Айк очень хотел, чтобы им восхищались, — это желание его паства не была готова удовлетворить; Айк хотел причинить боль жене, которая все время критиковала его за неразумное использование семейного бюджета, он хотел восстать против тех духовных обязательств, которые принял на себя и теперь считал непосильными. Соединившись, эти мотивации и породили в его жизни деструктивные плоды.

Сердце Айка не поддержало его «богословие воли», потому что в этой концепции воли для сердца не отводилось места. Библия учит, что воля человека не отделима от его личности в целом.  Мы совершаем поступки всем своим существом, а не исключительно волей или интеллектом. Об этом говорит нам величайшая заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Матфея 22:37). Иисус рисует образ цельного человека, который целиком, а не только сознанием и волей предстоит Господу.

Айку не хватало такой интеграции. Он пытался волевым усилием положить конец своей сексуальной распущенности, но тем не менее все умножал свой грех. Все наши решения останутся недолговечными, пока мы не будем принимать их всем своим существом, так, чтобы и разум, и сердце приняли участие в выборе, иначе рано или поздно мы последуем за желаниями своего сердца. Все мы разделены внутри себя. Бог обличает нашу раздвоенность: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня» (Матфея 15:8). Если мы не признаем наличие конфликта, забытая часть нашего существа всегда будет саботировать сознательный выбор.

Постепенно Айк научился исповедовать перед Богом и другими людьми то, что на самом деле таилось в его сердце. Когда он честно всматривался в себя, то обнаруживал в себе противоречивые желания. Раньше Айк не отваживался признавать темную сторону своей души, но теперь он понял, что эта часть его личности вообще не желает служить Богу. Айк бунтовал против Бога, он проходил через боль и скорбь, каких не испытывал прежде, а сексуальные извращения служили лишь прикрытием для этой боли. Истинное «я» Айка находилось вне отношений с Богом и людьми, оно вело свою собственную жизнь, увлекая Айка в направлении, противоположном тому, куда толкала его воля